Обновленная избирательная система Узбекистана - ключевой фактор дальнейшего развития представительной демократии
За годы независимого развития Узбекистан незыблемо руководствуясь принципами всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании поступательно имплементировало в свое избирательное законодательство международные избирательные стандарты.
В 2017 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем первом Послании Парламента, говоря о том, что действующее избирательное законодательство не обеспечивает его гармонизации предложил разработать и принять Избирательный кодекс, отвечающий международным нормам и стандартам. В этой связи 2019 году был принят Избирательный кодекс Республики Узбекистан, который вобрал в себя более 30 новых демократических норм организации и проведения избирательной кампании. Принятие кодекса положило начало новому этапу дальнейшего развития в нашей стране представительной демократии.
Прошедшие в 2019 году после принятия Избирательного кодекса парламентские выборы под девизом “Новый Узбекистан – новые выборы”, а затем дважды состоявшиеся выборы Президента Республики Узбекистан показали жизнестойкость избирательного законодательства, так как все нормы Избирательного кодекса будучи последовательно и логически выстроенными, а также взаимосвязанными позволили грамотно организовать избирательную кампанию, что особо было отмечено международными организациями принимавшими участие в качестве наблюдателей.
Между тем демократизация государственного и общественного управления в контексте проведения выборов это все же данимично развивающися процесс.
Именно поэтому по инициативе Президента Узбекистана в Избирательный кодекс были внесены соответствующие изменения и дополнения, предусматривающие формирование депутатского корпуса Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, основанного на мажоритарно-пропорциональной основе.
Можаритарно – пропорциональная система (смешанная система)
Смешанная избирательная система – эта система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по можаритарным одномандатным округам, а другая часть на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Отметим, что опыт проведения в нашей стране избирательной кампании по можаритарной избирательной системе у нас имеется, так как при такой системе депутаты Законодательной палаты избираются по территориальным одномандатным избирательным округам на многопартийной основе.
Так, нынешняя Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана состоит из 150 депутатов избираемых сроком на 5 лет.
В соответствии с новшествами, введенными в Избирательный кодекс, теперь одна половина, то есть 75 депутатов будет избираться75 депутатов будет избираться по одномандатныи избирательным округам, а остальные 75 депутатов на основе списка партии пропорционально количеству голосов, отданных за политические партии по единому избирательному округу.
Между тем, для того чтобы быть избранным в депутаты Законодательной палаты по одномандатным избирательным округам и в местные Кенгаши теперь требуется получение кандидатом наибольшего количества голосов избирателей. Это новая процедура позволяет избежать повторного голосования.
Так, согласно пропорциональной избирательной системе кандидаты в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан включаются в список партии в количестве не менее 75 и не более 100 человек.
Кандидаты включенные в список партии, не имеют своего избирательного округа, так как вся территори Узбекистана является единым избирательным округом. Общим знаменателем смешанной избирательной системы является то, что и кандидаты выдвигаемые в депутаты по одномандатным избирательным округам и включенными в список партии утверждаются на высшем форуме политической партии (курултай, сеъзд, конгресс и др).
Согласно введенным в Избирательный кодекс новшествам для того, что бы пройти в Законодательную палату по партийным спискам, политическим партиям необходимо набрать семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах. Именно этот так называемый “избирательный “порог” подстегивает партии к активной политической деятельности. Между тем нет полной гарантии того, что все политические партии смогут преодолеть 7 - процентный порог. В этом случае в Избирательном кодексе прописана норма, согласно которой, если ни одна из политических партий, участвовавших в выборах по единому избирательному округу в Законодательную палату, не набрала более семи процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах, то выборы признаются несостоявшимися.
Важно отметить, что текст избирательного бюллетеня по одномандатным избирательным округам остался прежним. То есть в избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся фамилия, имя, отчество кандидата с указанием года рождения и политической партии, выдвинувшей его кандидатом. А что касается избирательного бюллетеня на выборах депутатов Законодательной палаты по единному избирательному округу, то в текст такого бюллетеня вносится наименование, символика участвующих в них политических партий последовательно в соответствии с порядком, в котором они были допущены к участию в выборах.
Процесс демократизации государственного и общественного управления предполагает участие политических партий не только в реализации общественно-политических реформ, но прежде всего участие в избирательной кампании. Так как только участием в проводимых государством демократических выборах политическая партия способна осуществить политическую волю определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.
В этой связи обновленная избирательная система закрепляет демократические процедуры нацеленные на активное участие политических партий в избирательном процессе. Такое участие позволяет политическим партиям на всем протяжении избирательной кампании через своих кандидатов довести до избирателей основную идеологию своей партии. Выборы усиливают межпартийную конкуренцию и вводят ее в правовое поле, что находит свою реализацию в избирательном законодательстве. Именно формирование списка партии и регистрация этого списка Центральной избирательной комиссией дает старт политической партии активно подключиться к межпартийной конкуренции.
В соответствии с Избирательным кодексом Республики Узбекистан список партии регистрируется Центральной избирательной комиссией в котором указываются фамилии, имена, отчества, даты рождения, профессии, должности (род занятий), место работы и жительства, партийная принадлежность, персональные идентификационные номера физического лица кандидатов. После регистрации списка партии включенные в этот список, также как и кандидаты в депутаты по одномандатным избирательным округам приобретают статус кандидата в депутаты и им выдается удостоверение.
Все зарегистрированные кандидаты, политические партии, участвующие на выборах, обладают равными правами. К примеру, политические партии вправе использовать все виды, формы и методы проведения агитации.
Одна из главных особенностей можаритарно-пропорциональной системы заключается еще и в том, что она предусматривает гибкие механизмы заполнения мест депутатов Законодательной палаты, сформированных на основании списка партии и вместо выбывших.
Согласно можаритарной избирательной системе если в Законодательной палате освободилось место депутатата, избранного по одномандатному избирательному округу, то в таком случае для того чтобы заполнить освободившееся место необходимо проводить выборы, что требует определенных финансовых ресурсов.
Иначе обстоит дело при пропорциональной избирательной системе, согласно которой, если освободилось место депутат прошедшего в Законодательную палату по списку партии в таком слечае ЦИК направляет уведомление о регистрации в качестве депутата первому кандидату не получившему мандат, согласно порядковому номеру в соответствующем списке партии, в течение пяти дней после высвобождения депутатского места.
Таким образом главная особенность пропорциональной избирательной системы заключается в том, что во-первых, территория страны единый избирательный округ, во-вторых, политические партии выдвигают списки кандидатов, в-третьих, избиратели голосуют за список партии, в - четвертых, партия получает количество мест в представительных органах власти пропорционально количеству поданных за нее голосов, и, наконец, в-пятых, наличие избирательного порога.
В соответствии с изложенным можаритарно-пропорциональная (смешанная) система дополняя другь друга, дает возможность избирателю одновременно отдать свой голос партии, идеи которой отвечает его потребностям, а также поддержать в одномандатном округе, кандидата, который будет выражать интересы избирателей в Законодательной палате.
Шухрат Бафаев,
председатель Комитета по демократическим институтам,
негосударственным организациям и органам самоуправления граждан
Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан