Davlat xizmatida meritokratiya tamoyili

Сегодня в современной мировой экономике персонал стал самым ценным активом любой организации. Человеческие ресурсы являются одним из важнейших аспектов эффективной работы любой организации. Если процесс подбора и расстановки кадров в организации хорошо организован, то и работа в этой организации будет эффективной. Поэтому создание эффективного процесса подбора персонала стало приоритетной задачей большинства организаций. Чтобы эффективно решить "кадровую проблему" в организации, необходимо профессионально подойти к процессу подбора персонала.
В Новом Узбекистане, как и во всех сферах жизни общества, начался и последовательно осуществляется процесс реформ по обновлению системы руководящих и управленческих кадров. Этот процесс связан с созданием новой системы руководящих кадров, которая отвечала бы требованиям независимости, пониманию сути вновь формируемых общественно-политических и экономических отношений. На первых этапах достигнуты значительные результаты в подготовке, переподготовке и расстановке руководящих кадров, сформирована система, характеризующаяся национальным менталитетом.
Обеспечение органов государственной власти и управления высококвалифицированными кадрами, постоянная работа с ними, повышение их квалификации, формирование резерва высококвалифицированных государственных служащих - одна из важнейших задач, стоящих перед любой страной.
На совещании под председательством Президента Шавката Мирзиёева 4 августа 2022 года, посвященном мерам по совершенствованию реформы государственной службы и повышению эффективности управления, официальным государственным органам и организациям была представлена "дорожная карта". Дорожная карта" посвящена развитию государственной службы в ближайшем будущем и направлена на решение вопросов, которые откладывались в течение 30 лет, и удовлетворение людей.
Глава нашего государства определил ряд задач, которые нельзя откладывать во всех сферах, связанных с реформой государственной службы и развитием человеческих ресурсов, что напрямую влияет на настроение более 35 миллионов человек. В частности, были даны указания вывести реформу государственного управления на качественно новый уровень, создать систему регулярного обучения и оценки знаний государственных служащих, ввести прозрачную систему отбора при подборе кадров, а главное - воспитать кадры знающими, настойчивыми и нетерпимыми к коррупции.
В этой связи принятие закона "О государственной гражданской службе" прямого действия, который обеспечивает комплексное правовое регулирование процесса отбора кандидатов, желающих поступить на государственную гражданскую службу по результатам открытого независимого конкурса, является одним из значительных шагов, предпринятых для улучшения кадровой политики.
Главная задача 100 тысяч человек - угодить народу
Сегодня в сфере государственной гражданской службы трудятся около 100 000 человек. На основе дальновидности и идей главы нашего государства в последние годы была создана система работы "по соседству" и "по хозяйству", что приблизило государственных служащих к народу. Как говорится, "Две руки - две руки", и для работников государственной службы были созданы подходящие условия для их эффективной работы. В результате доля работников в возрасте до 40 лет на государственной службе достигла 61% (5-6 лет назад этот показатель составлял 37%).
Однако было отмечено, что результаты не соответствуют созданным возможностям и условиям. Президент сказал на встрече, что "государственная служба еще не стала системой, которая действительно удовлетворяет людей". Глава нашего государства объяснил это тем, что в прошлом году в народные приемные поступило 25 000 жалоб на недостаток знаний и безответственность работников министерств и администраций, а также 7 000 жалоб на отсутствие у них культуры общения.
Было показано, что некоторые руководители не способны выполнять поставленные перед ними задачи из-за отсутствия комплексной системы выявления, подготовки и обучения тому, как хорошо выполнять свою работу. Например, за последние шесть месяцев 2022 года 37 мэров районов и городов были заменены из-за недостатка знаний и навыков. В целом, неспособность отбирать, обучать и мотивировать руководителей на ответственных должностях является одной из основных причин недостатков в реализации.
Поэтому Закон "О государственной гражданской службе" был принят на основе глубоких обсуждений в течение последних двух лет с участием местных и зарубежных экспертов. Закон, состоящий из 64 статей, был подписан президентом 8 августа 2022 года. Следует отметить, что наряду с установлением требований и обязанностей для государственных гражданских служащих, вопросы обеспечения их деятельности и усиления их социальной защиты также нашли отражение в данном законе.
По мере роста частного сектора в экономике увеличивается спрос на квалифицированный персонал. На этом конкурентном рынке государственная служба также должна быть привлекательной. "Для подготовки одного специалиста требуется много времени, труда и денег. Кроме того, не следует забывать, что государственный служащий - это ограниченный ресурс", - сказал Президент. Поэтому рассматривается вопрос о введении системы стимулирования, основанной на опыте, квалификации и результатах работы служащего.
Как поступить на государственную гражданскую службу?
Это осуществляется путем назначения кандидата на должность государственной гражданской службы на основе отбора. На государственную гражданскую службу принимаются граждане Республики Узбекистан, владеющие государственным языком и отвечающие соответствующим квалификационным требованиям и иным требованиям, предъявляемым к должностям государственной гражданской службы. Иностранные специалисты и эксперты могут занимать должности в государственной гражданской службе в порядке, установленном Законом. Порядок и условия службы иностранных специалистов и экспертов определяются на основании соответствующего договора.
В частности, Закон обеспечивает единство и стабильность системы государственной гражданской службы, законность, справедливость, служение народу, подотчетность государственных органов и должностных лиц обществу и гражданам, приоритет прав, свобод и законных интересов человека, открытость и прозрачность, беспристрастность, правовой и социальный статус государственных служащих, определяет ряд базовых принципов государственной гражданской службы, а также ее защиту. Таким образом, новый Закон является ярким примером того, как высокие принципы "За человеческое достоинство" и "Государственные органы должны служить нашему народу" находят свое отражение в жизни нашего народа.
Опыт передовых зарубежных стран, международные стандарты:
Великобритания: Великобритания выделяется своей открытой системой найма на государственную службу с новыми критериями найма, основанными на управленческом опыте кандидатов, и открытым конкурсом при назначении на должности, не относящиеся к государственной службе. Руководители и служащие, работающие в частном секторе или неправительственных, некоммерческих организациях, также имеют возможность попасть на государственную службу путем отбора.
Франция: Каждое министерство имеет свою собственную процедуру отбора, которая в основном состоит из трех этапов. Некоторые функции государственной гражданской службы требуют от кандидатов сначала поступить в административную школу, то есть в административный региональный институт. Набор кандидатов на государственную гражданскую службу проходит в 3 этапа: внешний, внутренний и открытый. Внешний отбор организуется для определенных специальностей по диплому; внутренний отбор проводится среди государственных служащих с определенным стажем работы; открытый конкурс - это конкурс, который позволяет всем желающим претендовать на вакантную должность на государственной службе.
Германия: Одной из уникальных особенностей государственной службы Германии является то, что процедура поступления на государственную службу четко определена в законодательстве. Информация о вакансиях на государственной службе предоставляется в специально подготовленных изданиях. Отбор на должность на государственной службе осуществляется на основе профессиональной квалификации, независимо от пола, происхождения, расы, вероисповедания, религиозных и политических взглядов.
Республика Корея: Система государственной службы в Южной Корее в первую очередь предполагает распределение государственных служащих по 9 уровням должностей. От служащих 5-9 уровней требуется наличие базовых компетенций в области и виде деятельности. Государственные служащие категории 4 и выше должны обладать специальными знаниями, навыками и компетенциями, мета-компетенцией и опытом управления. В настоящее время набор на государственную службу осуществляется открыто. Этот процесс организован посредством экзаменационных тестов и открытых конкурсов. К экзаменам допускаются лица, обладающие необходимым уровнем знаний, полученных в университете или на открытых онлайн и офлайн курсах.
Сингапур: Система меритократии в Сингапуре впервые была введена в качестве принципа британцами в 1959 году. При этом руководство страны подчеркивало, что продвижение по службе зависит от потенциала человека. Гражданская служба защищена от политического вмешательства. Конкурентоспособная заработная плата является залогом того, что талантливые сотрудники будут удержаны и не станут искать работу в частном секторе. Примечательным аспектом сингапурской меритократии является то, что она распространяется и на политических лидеров.
В правительстве Сингапура работает много талантливых людей. В настоящее время применение модели оценки компетенций HAIR (Helicopter view, Analysis, Imagination, Reality) при приеме на государственную службу в Сингапуре имеет большое значение. В этом случае государственный служащий оценивается по тому, насколько он подходит к вопросу и систематически анализирует его, когда он в итоге будет принят на работу в результате отбора.
Казахстан: В Республике Казахстан процесс найма на государственную службу осуществляется в форме открытого конкурса в несколько этапов. При наличии открытой вакантной должности в государственном органе и организации, данная вакансия размещается на интернет-портале Агентства по делам государственной службы Республики Казахстан. Желающие впервые поступить на государственную службу отвечают на вопросы по государственному языку, законодательству Республики Казахстан и своим личным качествам на этапе тестирования. Кандидаты могут пройти тест в любое время, и он будет действителен в течение одного года с даты прохождения теста.
Национальный опыт: Квалифицированный персонал проходит тестирование в открытой и прозрачной системе
Следует отметить, что создание открытой системы отбора и найма персонала является одним из эффективных средств борьбы с коррупцией. С этой целью на основе нового подхода была внедрена открытая и прозрачная система отбора, отказавшись от старых методов отбора персонала и оценки его интеллектуального потенциала и моральных качеств.
Мы видим, что одной из основных задач реформ является внедрение современной системы управления в сфере государственной гражданской службы, взяв за пример развитые страны, то есть отбор кадров на основе открытого независимого конкурса. В этом случае на вакантные должности нанимаются наиболее талантливые, высококомпетентные сотрудники на основе принципа меритократии.
В государственных органах и организациях подбор кадров на государственную гражданскую службу организуется на основе открытого независимого конкурса. В этих целях Агентством по развитию государственной службы при Президенте Республики Узбекистан разработан единый открытый портал вакантных должностей государственных гражданских служащих - vacancy.argos.uz. Данный портал работает по принципу "одного окна" для заполнения вакантных должностей в государственных органах и организациях подходящим персоналом. То есть все интернет-платформы, связанные с трудом и кадровой работой, интегрированы с данным порталом. Портал является интерактивным и предоставляет ряд возможностей и удобств для кандидатов. Например, кандидаты, желающие принять участие в конкурсе, могут подать заявку сразу на три вакансии в государственном органе. Количество организаций, в которые направляются заявки, не ограничено. Квалификационные требования к вакантной должности определяются работодателем на основе принципа равенства для всех.
Важным моментом данной системы является то, что информация об этапах отбора направляется в режиме онлайн в личный кабинет каждого кандидата на портале, то есть ответ по результатам каждого этапа предоставляется кандидатам. Кандидаты для поступления на государственную службу больше не бродят по государственным органам и организациям, неся с собой папку, состоящую из стопки бумаг и нескольких справок.
Вся информация о кандидате автоматически отражается в его заявке через Единую национальную систему трудоустройства. Они просто заходят на электронную платформу и в 3-4 шага подают заявку на подходящую вакантную должность.
Конкурсы проводятся в три этапа. К ним относятся: 1) изучение заявок кандидатов по соответствующим квалификационным требованиям; 2) тестирование (по 4 направлениям - политико-правовые, духовные, информационно-технологические и экономические знания); 3) собеседование. Этап тестирования проводится на платформе test.argos.uz централизованно в региональных филиалах Агентства. Этап собеседования проводится в форме вопросов и ответов отборочными комиссиями, созданными в государственных органах и организациях.
С помощью этой системы в течение 2020-2022 годов было объявлено более 140 000 открытых конкурсов на имеющиеся вакантные должности в государственных органах и организациях, в которых приняли участие более 1,4 миллиона кандидатов. На сегодняшний день на государственную гражданскую службу принято более 47 000 квалифицированных кадров. К счастью, большинство из них, то есть более 16 тысяч, - это молодые кадры. В среднем на одну вакантную должность претендовали 10-15 кандидатов, а на некоторые вакантные должности, объявленные финансово-экономическими организациями, - до 80-100 кандидатов.
Деятельность открытого портала вакантных должностей широко пропагандируется среди молодежи, особенно среди выпускников высших учебных заведений и студентов, обучающихся в магистратуре. Во время обмена мнениями с выпускниками они подчеркивали, что это повысит уверенность молодых кадров в государственной службе в будущем и послужит росту их энтузиазма при поступлении на государственную службу.
Без преувеличения можно сказать, что общественный контроль во всех процессах поставлен на высокий уровень. За прошедший период в Агентство поступило более 40 конструктивных предложений от общественности, направленных на дальнейшее совершенствование процесса тестирования и собеседования, подготовку вопросов с учетом отраслевых тенденций, привлечение к процессу собеседования независимых экспертов. Почти все они касались исполнения, то есть дальнейшего улучшения работы портала и минимизации человеческого фактора на этапах отбора.
Аббос Акрамов,
Начальник отдела координации кадровой работы
в государственных органах и организациях
Агентство по развитию государственной службы
при Президенте Республики Узбекистан